Умение лучших представителей рыболовной братии к долготерпению, к умению дождаться, высидеть на водоёме свою рыбу, стали уже «притчей во языцах». И ведь, есть на то причина. Чего только ни приходится переносить рыболову, предаваясь своему любимому занятию. И не только зима своими морозами да буранами проверяет на прочность тех, кто коротает на льду время в ожидании улова.
Хватает своих трудностей у рыболовов и по сезону открытой воды. Это и своеобразное безвременье, свойственное переходным периодам, – то ли, будет улов, то ли нет? Это и промозглая осенняя сырость сутками напролёт, которая, как ни укрывайся, проникает аж до костей. А если ещё с пронзительным ветерком… бр-р-р!
Это и снежные заряды с заморозками по весне, и густой зной лета, и стремительность грозовых штормов. Вот уж, где таится опасность для владельца углепластиковых снастей. Можно получить весьма болезненные ощущения электрического разряда.
Бывает, и гибнут люди. Тут уж, так – не успел рыболов снасти вымотать до грозы, – и сидит теперь, боясь тронуть их, не то, мало может и не показаться. Казалось бы – чего в непогоду дома не сидится-то? А что такое, хорошая погода с точки зрения человека, и что есть она же – но с точки зрения рыбы, кто нибудь задумывался? Мастера вот, задумывались. Потому и терпеть все выкрутасы погоды согласны. И, не только лишь, погоду. А – почему это так? На это стоит заострить внимание.
У рыбы есть свое понятие хорошей погоды
У обитателей воздушного океана кислорода для дыхания куда больше, нежели у обитателей водоёмов — в воде его ровно, столько, сколько позволяют условия водорастворения. Чем холоднее вода, тем кислород в ней растворяется активнее, чем теплее – тем его в ней меньше.
А перемешивают воду, способствуя растворению в ней кислорода, разные течения. Часть этих течений формируется ветром, часть – рельефом местности, если взять, к примеру, течение рек. Часть течений формируется осадками, часть – прогревом воды, воздуха и берегов. Еще одна часть – впадающими открытыми и подводными притоками. А часть – купающимися.
При этом ведь, рыба – существо хладнокровное, что чаще всего. Ей бы и воду теплее, но тоже, до определённых пределов. Летние заморы на непроточных водоёмах – совсем не редкость. При температуре воды более 25-27 градусов рыба или совсем не клюёт, или делает это очень вяло, при 28-30 градусах замирает. И если такой перегрев воды длителен – погибает. Ведь главный активатор клёва – кислород, а его в воде становится критично мало.
Поэтому в летний безветренный зной выходят рыбачки к водоёмам на зорьках. Причём, из зорь, вечерняя, обычно, менее продуктивна, чем утренняя. Почему это так? Лёгкое колыхание вечернего воздуха с быстро остывающего берега чуть добавило кислороду в воде, и потянулась к нему проголодавшаяся за день рыба.
Но быстро иссяк кислород, и вновь, замерли водные обитатели. К утру предрассветный ветерок потянет ощутимо сильнее, хотя и утихнет с восходом солнца. Вода, остывшая за ночь, активнее вбирает кислород – и вновь всплеск рыбьей активности, куда более выраженный – кислорода-то поболее!
И так — пока не погасит клёв поднявшееся и начавшее припекать, солнце. Вот, сколько терпения надо иметь рыболову, чтобы всё это пронаблюдать? А потом связать в цепочку кислород в воде, клёв рыбы и сложную погоду, и пристегнуть сюда дополнительные факторы, вроде обогащения воды кислородом купальщиками, или родниковой активностью? Да потом пытливо искать такие признаки на других водоёмах! Плюс к этому, быть готовым стерпеть непогоду – и всё это ради улова. Или трофея, когда мелочь, просто, не в счёт.